Картины о боли. Мариупольская художница через творчество рассказывает о трагедии и надежде, — ФОТО

19

Елена Мурашкина после выезда из Мариуполя остановилась в Хмельницком.Чтобы преодолеть стресс от осознания того, что произошло с родным городом, она начала рисовать серию картин, которые посвятила Мариуполю.И это стало спасением в самые тяжелые времена жизни.Но мастерица признается, что видит много земляков, которые до сих пор боятся об этом говорить или участвовать в любых активностях, которые могут напомнить об их опыте.

Даже выходить на улицу было трудно

Узнав, что о ее деятельности напишет именно мариупольский сайт, Елена обрадовалась: говорит, очень приятно и важно. Потому что, к сожалению, коммуницировать с земляками ей иногда довольно сложно: на предложения создать, принять участие или просто поддержать выставку или дискуссию о Мариуполе скорее соглашаются люди из других областей.

«А то и из других стран. Договориться с ними легче, чем когда я пытаюсь что-то сделать вместе с мариупольцами, — говорит художница. — Я понимаю, что речь идет о травмах, последствия которых очень долго будут влиять на жизнь человека. И мне очень жаль, потому что, как по мне, жизнь некоторых людей из-за этого сейчас даже не на паузе, а «в минусе». С другой стороны, я их очень понимаю».

Собственная история потери родного города художницы Елены Мурашкиной началась в первый день полномасштабного вторжения. Она выехала из города еще утром вместе с семьей брата, потому что смотрела на события трезво и ожидала обострения ситуации. Решили остановиться в Днепре, чтобы в случае необходимости быстро вернуться в Мариуполь, где оставались близкие.

«Но теперь все знают эту историю, которая произошла с Мариуполем… Достаточно долгий, а для меня бесконечный, период времени, мы совсем не имели связи с нашей семьей — с родителями и другими родственниками, — вспоминает Елена. — Мы еще надеялись, что они смогут сами доехать до Днепра, потому что были такие истории, что люди выбирались. Но ничего такого не произошло…»

И они решили ехали дальше. У Елены было к кому обратиться за поддержкой в Хмельницком, и в первых числах марта она приехала в город, где остается до сих пор. До момента, когда в июне из Мариуполя смогли выехать родители, она не могла думать ни о работе, ни о каком-то будущем.

«Если честно, даже выходить на улицу было трудно, — признается женщина. — Но я достаточно сильная личность, которая нацелена на действие. Поэтому уже тогда начала думать, что надо что-то нарисовать, хотя это было просто нереально сложно для меня».

Драмтеатр как символ

Первая картина, которую художница взялась рисовать после выезда из Мариуполя, далась очень нелегко. Елена, которая обычно работает довольно быстро, рисовала ее почти полтора месяца. Потому что Драмтеатр, который она взялась писать, был для нее очень особенным и символическим.

«Это очень эмоционально мощная работа. Краски передают эмоции, которые вкладывает художник, и если это правдивые и честные эмоции, вы их тоже чувствуете, когда будете смотреть», — говорит художница.

Последние 3,5 года Елена Мурашкина работала именно в Мариупольском драматическом театре — художницей-оформительницей театрализованных постановок. Она следила за информацией, которая по крупицам доходила из города и осознавала, что именно в театре собралось очень много людей, волонтеров, работников самого заведения, которых она знала лично.

«Это была моя жизнь… Потому что театр, думаю, это надо объяснить, — не обычная работа, театр — это отдельная жизнь… Мне иногда кажется, что люди, живущие и творящие внутри театра, вообще не знают, какие правила существуют вне его, — говорит Елена. — И поэтому для меня это был действительно страшный моральный удар. А еще — преступление россияне совершили 16 марта, в день рождения моей мамы, с которой в то время я не имела связи»…

Первое, что уничтожили россияне во время бомбежки, был именно цех под крышей — огромное пространство, где рисовали декорации для спектаклей. Там у Елены осталось много важных вещей. Там же сгорели все ее краски.

«Поэтому, мне начинать рисование и из-за этого было очень трудно. Когда мы уехали, у меня был только рюкзак. И всю эту историю я прописала в первой картине, говорит женщина. — Когда я наконец нарисовала театр, я так немножко ожила».

О Кобзаре, который подарила бабушка

Елена чувствовала, что должна найти свою роль в помощи стране и родному Мариуполю. И свой вклад она увидела именно в информировании людей о преступлениях, которые творили оккупанты в городе. Конечно, наиболее эффективно она могла это делать через творчество.

«Я не искала тогда работы, но моей работой стало постепенное создание серии картин, которые рассказывали о Мариуполе, — рассказывает Елена о том, как начался ее путь. — Но некоторое время я параллельно участвовала в различных культурных мероприятиях, на которых мы собирали средства для помощи армии».

На мероприятиях она пыталась достучаться до людей, которые не знали всей правды о востоке Украины, жили под влиянием стереотипов, и поэтому не могли достичь настоящего ада, который происходил в Мариуполе.

«Потому что, знаете же, как о нас до сих пор многие думают — русифицированные, мало патриотичные, — объясняет Елена. — Я принимаю такой отпечаток реальности, но не согласна с ним. Поэтому часто просто рассказываю о нас — какие мы есть. У меня, например, есть семейная история: первая книга, которая стояла на моем столе, был Кобзарь Тараса Шевченко. Его мне подарила бабушка, которая родом сама из России. Но она всю жизнь ненавидела ту Россию, которая ее и убила, в конце концов — в Мариуполе».

Аленкина бабушка жила на Восточном микрорайоне. Там обстрелы начались раньше, чем по всему городу. По некоторым данным, пожилая женщина погибла 18-19 марта.

«А узнали мы гораздо позже, когда уже там была оккупированная территория и появилась хоть какая-то связь, — с грустью рассказывает Алена, вспоминая жуткие детали. — Когда мои родители поняли, что случилась беда, мост был взорван и добраться к бабушке было невозможно. Произошло почти прямое попадание в квартиру, то есть, сгорело все дотла. Остались только кости на кровати, которые еще очень долго там так и лежали. А потом их просто бросили в так называемую «братскую» могилу. Думаю, что мы, к сожалению, уже никогда не найдем останки, чтобы перезахоронить»…

Кричать о городе — через творчество

Но со временем Елена осознала, что просто рассказывать о том, что пережили мариупольцы, недостаточно. С картинами, которые у нее появлялись, Елена начала ездить по разным городам Украины. На выставках объясняла значение каждого символа, который можно найти на картинах. За год это стало главной идеей — рассказывать правду, привлекать внимание, кричать о своем городе.

«В моей жизни, чем бы я ни занималась, главное — творчество. Потому что любая деятельность связана с искусством, — объясняет художница. — Поэтому я решила именно с помощью картин рассказывать истории моего города. Например, есть картина, где нарисована банка, в которой спрятана наша Башня. Так я объясняю, что Башня — единственное, что осталась возле театра. И вокруг нее очень много уничтоженных зданий, церквей, а она стоит. И мы должны выстоять, как она».

Елена говорит, что таким образом хочет еще и предупредить людей — если не помогать армии, не готовиться к сопротивлению, то подобное может произойти с любым городом. И даже если это неприятно слышать или больно видеть, об этом стоит помнить.

«Не могу сказать, что удается все на 100%. Во-первых, наименьшее количество людей, которые приходят на мои выставки, это именно мариупольцы. Люди говорят, что это очень больно смотреть. Хотя для меня мои работы не выглядят «монстрами», потому что, наоборот, успокаивают, когда всю боль передаю через рисование. Но для других это может быть триггером, — говорит Елена. — Я видела слезы и даже истерики, а потом кто-то подходит и говорит: можно вас обнять!»

Еще Елена говорит, что заметила особенность: у каждого города была какая-то своя любимая картина. Это для нее было немного странно, но интересно — почему тот или иной рисунок больше «заходил» в разных городах. Например, картина с разрушенным посередине зданием откликалась днепрянам, которые имели похожее здание. Хотя, к сожалению, подобные «сюжеты» сейчас можно найти чуть ли не в каждом городе Украины.

«Но я считаю, что это мотивационно, потому что хоть речь идет об очень тяжелой теме, в каждой картине всегда есть что-то положительное, — говорит художница. — Например, небо там всегда будет чистое, голубое, чтобы глазу было где отдохнуть».

Елена говорит, что пока не готова говорить о продаже или дарении кому-то тематических картин из цикла о Мариуполе, хотя женщина пока не имеет постоянной работы и стабильных доходов. Эти картины были созданы не для популяризации себя, не для пафосных историй, а для сохранения памяти о Мариуполе. Они написаны в первый год большой войны и когда-то будут важными свидетелями тех событий.

«Они всегда рядом со мной, если не экспонируются. Это как мои дети, которых я выстрадала», — говорит она.

ЧИТАЙТЕ нас в Телеграм-канале Мариуполь 0629

ОТПРАВЛЯЙТЕ свои сообщения в Телеграм-бот 0629

ОБСУЖДАЙТЕ новости в нашей группе Фейсбук — Мариуполь Город-герой

СМОТРИТЕ нас на YouTube

Источник: 0629.com.ua

Предыдущая статьяМарк Цукерберг стал вторым самым богатым человеком в мире. Увеличил состояние на $78 млрд
Следующая статьяПольский злотый падает: курс валюты в Украине достиг нового минимума