«Мы потеряли дом, но для государства нас как будто не существует». Открытое письмо мариупольца к премьер-министру Юлии Свириденко

10

Мариуполец Евгений Сосновский обнародовал открытое письмо Премьер-министру Украины Юлии Свириденко. В нем он сравнивает собственную историю потери жилья в результате российской агрессии с примером скорой компенсации, о котором ранее сообщила глава правительства. Автор отмечает, что, несмотря на наличие всех доказательств уничтожения его дома в Мариуполе, он уже четвертый год не может даже подать заявление на компенсацию. Сосновский ставит вопрос о справедливости государственной политики в отношении внутренне перемещенных лиц с временно оккупированных территорий и призывает власти не покидать мариупольцев вне программы «Восстановления».

Редакция 0629 публикует полный текст открытого письма, которое Евгений Сосновский опубликовал 24 октября на своей странице в Facebook .

Премьер-министр Украины Юлия Свириденко! Сегодня ознакомился с сообщением, опубликованным на Вашей официальной странице в Facebook 23.10.2025 и в котором Вы приводите пример быстрого получения государственной компенсации за уничтоженное жилье Валентиной Троян — жительницей села Новая Полтавка Донецкой области.

Напомню вам эту историю. Женщина была вынуждена покинуть свой дом из-за боевых действий. Когда она находилась в Полтаве, знакомые послали ей видео, где было видно, как российские военные уничтожали ее дом. Валентина не растерялась, позвонила в полицию, чтобы зафиксировать разрушение, собрала необходимые документы и подала заявку на компенсацию через программу "Восстановление". Знакомые помогли провести дистанционное обследование дома с помощью дронов. Рассмотрев эти данные, комиссия приняла решение о компенсации. Уже через 5 дней на счет Валентины поступили средства – 3,6 млн грн.

Фотоколлаж Евгения Сосновского

Теперь я расскажу Вам вкратце свою историю. Я тоже жил на Донбассе. Возможно, слышали о таком полумиллионном городе, как Мариуполь, в котором весной 2022 года погибли десятки тысяч жителей города. Мне повезло. Я остался в живых. Вместе с женой и ее 90-летней лежащей матерью мы смогли выбраться из города только 30 апреля. Что происходило в Мариуполе на протяжении двух месяцев — рассказывать не буду. Оно уже мало кому интересно. Но в отличие от Галины, о которой Вы пишете, я видел свой дом, уничтоженный русскими, своими глазами. На следующий день после того, как нас просто выгнали из него кадыровцы. Выгнали, даже не дав взять с собой еду и какие-нибудь необходимые вещи. На следующее утро, когда я вернулся в дом, он выглядел так, как на первом фото. Не поверите, но я даже сфотографировал табличку с адресом нашего дома – пр. Металлургов, 85. Сфотографировал и свою квартиру. Точнее, уход, от нее осталось. У меня сохранились и фото квартиры "до", поэтому несложно будет доказать, что это именно моя квартира, даже не смотря на ее состояние на фото, которые добавляю к этому письму. 4 марта 2023 года был завершен снос нашего дома. Последние минуты его существования тоже зафиксированы на видео, которое прислали мне знакомые (такие же знакомые, как и у Валентины, о которой Вы пишете). Есть у меня и фотографии, которые зафиксировали строительство парковочной площадки на месте снесенного дома по адресу пр. Металлургов, 85. Все сделанные мной фото цветные и имеют достаточно высокое качество (не поверите, снимал зеркальной камерой, той, которой снимал свой "Мариупольский дневник"). Ну и главное — в абсолютно бесплатном и общем доступе в приложениях Google Maps и Google Earth сейчас есть спутниковые снимки Мариуполя от 08.08.2024 года, на которых четко видно, что на том месте, где когда-то стоял дом с адресом г. Мариуполь, пр. листа снимках). А на обыкновенной (не спутниковой) карте на пустом месте вообще остался только номер дома 85.

Теперь вопрос…

Чем я, как гражданин Украины, отличаюсь от Валентины Троян, которая получила государственную компенсацию в размере 3,6 млн за 5 дней, а я уже четвертый год не могу даже подать заявления на получение компенсационного сертификата. Разве имеющихся доказательств, подтверждающих полное уничтожение дома по адресу г.Мариуполь, пр.Металлургов, 85, недостаточно для того, чтобы соответствующая комиссия приняла соответствующее решение о выплате компенсации?

Имеет ли Валентина Троян статус УБД или лица с инвалидностью в результате войны, которая позволяет ей получить жилищный сертификат в первую очередь за 5 дней? Я рад за Валентину, что она получила его. Но почему-то программа "Восстановление" для "ВПЛ с ТОТ", которая, возможно, заработает в будущем, уже сейчас предусматривает разделение людей на категории. Причем даже гражданские лица, получившие инвалидность в результате войны во время боевых действий в том же Мариуполе, вычеркнуты из списка тех, кто имеет право на первоочередное получение "жилого ваучера (согласно подписанному Вами постановлением №1176). В то же время для пострадавших на подконтрольной территории такое разделение на Валентиной).

Почему Валентина Троян из села Новая Полтавка получает сертификат на сумму 3,6 млн грн, а для беженцев с ВТО правительство уже сейчас ограничивает будущую сумму выплаты в размере 2 млн. Считаете ли Вы, что квартира в центре полумиллионного города Мариуполь, где россияне сейчас продают квартиры по 80-12 долларов. Полтавка?

И еще один вопрос. Считаете ли Вы справедливым подобное отношение правительства и государства к тем людям, которые, без преувеличения, понесли наибольшие потери и остались без какой-либо поддержки правительства. Считаете ли Вы справедливым, что среди 140 тысяч украинских семей, которые уже воспользовались программой "Восстановления", нет ни одной семьи из Города-Героя Мариуполя и других оккупированных территорий. Может эти семьи из Мариуполя и других оккупированных территорий не считаются украинскими семьями?

Небольшое дополнение. То, что я написал о своем доме и своей квартире, может написать и предоставить необходимые доказательства каждый мариуполец, который выбрался из мариупольского ада. К сожалению, обновленная спутниковая карта уже не отражает большую часть разрушений, поскольку россияне понемногу восстанавливают разрушенные дома и строят на месте снесенных под ипотеку новые. Хотя в таких случаях, как мой, когда от дома на спутниковых снимках осталось пустое место, казалось, уже ничего не нужно доказывать. Но я не удивлюсь, если со временем от меня потребуют доказательства того, что этот дом вообще когда-то существовал.

К сожалению, госпожа Премьер-министр, Вы и руководимый Вами Кабинет Министров Украины не очень открыты для общения даже на своих официальных страницах. Поэтому я не уверен, что получу ответы и на это письмо. Но я открыт для такого же общения, как у Вас было в Полтаве с Валентиной Троян. Тем более, что для этого Вам не нужно будет ехать в Полтаву, потому что моим местом временного проживания, как "ВПО с ТОТ" сейчас Киев, где я был бы рад с Вами встретиться и лично, как и Валентина, поблагодарить за получение компенсации за 5 дней, или пообщаться и все же поискать ответы на указанные в этом письме.

С уважением, Евгений Сосновский, житель Мариуполя, "ВПЛ с ТОТ".

Разрушенная квартира Евгения Сосновского/ Фото Evgeny Sosnovsky, Facebook

Больше мнений в нашей СПЕЦТЕМЕ

Источник: 0629.com.ua

Предыдущая статьяСША установили Берлину срок, в который надо решить вопрос немецкой Роснефти – Bloomberg
Следующая статья«Эпидемия» поджогов в России: горят релейные шкафы и электрощитовые, — источники