Начиная с 2014 года, сотни тысяч человек с временно оккупированных территорий вынуждены были покинуть свои дома. Дом – это не только дом, это и могилы предков, которые остались неухоженными, зарастают сорняком и мусором.
В Бахмуте, Марьянке кладбища разгромлены.
В Мариуполе, 86 дней находившегося в полной блокаде, во время которой российская оккупационная армия убивала людей, как в тире, ситуация с кладбищами еще хуже. Тысячи погибших горожан либо вообще не имеют могил (их тела вместе с остатками домов сгребали экскаваторы и вывозили на свалку), либо лежат в братских могилах без имен и фамилий.
Мы исследовали, кто сейчас занимается судьбой кладбищ на оккупированной Донетчине, и что это за новый бизнес по уходу за могилами, который в последнее время набирает обороты в оккупации.
Ритуальная "кухня" окупантов
После захвата части Донбасса российские оккупанты изменили систему управления коммунальными предприятиями. Особенно в сфере ритуальных услуг. Погребения превратились в источник прибыли, контроля и пропаганды.
Сегодня так называемые «муниципальные» предприятия, подчиненные оккупационным властям, фактически монополизировали рынок захоронений. Они устанавливают собственные тарифы, получают финансирование из «бюджетов ДНР» и нередко сотрудничают с военными структурами, использующими кладбища для сокрытия следов военных преступлений, пишетБахмут.in.ua.
На территориях, контролируемых оккупантами с 2014 года, сформировалась целая ритуальная индустрия под контролем “администраций”. К примеру, коммунальное предприятие «Ритуал» в Донецке. Из-за него оккупационные власти зарабатывали на смерти — устанавливали «государственные тарифы», распределяли земельные участки на кладбищах. До 2023 года "Ритуал" был единственным поставщиком ритуальных услуг в Донецке. На своем сайте "Ритуал"ссылалсяна "распоряжений власти днр", согласно которому только государственныекорпорации имели право осуществлять копку могил, транспортировку тел и выдачу свидетельств о захоронении. Любая деятельность вне этой монополии наказывалась административно.
Монопольное положение компании скоро привело к масштабной коррупции. В ноябре 2023 года был задержан первый заместитель председателя компании за организацию схемы "искусственного дефицита мест для захоронения" и необоснованного повышения цен. Расследованиевыявило, что чиновник действовал в сговоре с местными чиновниками, в том числе председателем Ясиноватского округа. После этого оккупанты ликвидировали предприятия, однако официальных новостей о ликвидации "Ритуала" не было, но предприятие перестало фигурировать в новостях окупантов.
Сейчас захоронениями занимаются немало частных фирм на оккупированной Донбассе.
Но частные фирмы не справляются с общим уходом за ритуальной территорией. За это должен кто-то заплатить, а оккупанты денег не выделяют.
Например, в Мариуполе после начала полномасштабного вторжения количество действующих кладбищ с 5-ти выросло до 22-х. И там царит полный хаос. Хаотические захоронения, заброшенная территория, горы мусора.
Люди не могут найти могилы родных, потому что никаких журналов регистрации на кладбищах нет, кто лежит в братских могилах – неизвестно.
Волонтеры на фоне этого беспорядка начали проводить показательные акции по уборке территории, но волонтеров слишком мало, чтобы хотя бы на несколько улучшить ситуацию, пишет0629.com.ua.
Скриншот Телеграмм-канала волонтеров в Мариуполе
В феврале 2025 года оккупационные власти Мариуполя создали «городскую ритуальную службу», которая якобы должна заниматься всеми 22 кладбищами. Но работы по уборке продвигаются медленно и в основном проводятся только в преддверии поминальных дней.
Коммунальщики наводят порядок на одном из мариупольских кладбищ
Бизнес на могилах
Ритуальные услуги всегда были прибыльным бизнесом. Люди умирают в любое время — и во времена экономических кризисов, и в периоды экономического подъема. Однако сейчас, когда в результате смертности превышает рождаемостьв 406 раз (!)- это данные по Мариуполю — доходность выросла соответственно.
Цены разнятся. Например, популярная служба Ритуалка в Донецке предлагает соцпакет за 16 тысяч рублей, но есть и премиум предложения для тех, кто готов платить больше.
В Мариуполе становится популярной услуга дистанционного ухода за могилами. С десяток разных компаний предлагают убрать вокруг, удалить траву, выбросить мусор, покрасить. Такая уборка стоит:
-
за одну могилу – 3 тыс. рублей;
-
за сдвоенную могилу – 5 тыс. рублей.
За проделанную работу компания получает деньги на карточку и отправляет фотоотчет.
"Новости Донбасса"исследовали, что некоторые компании предлагают новую услугу — QR-код на могилу, чтобы родственник мог перейти по ссылке и посмотреть, как выглядит могила. Это якобы «самый удобный способ рассказать об умершем человеке более подробно и красочно».
Обновление надписи на могиле и установка QR-кода – самые дорогие услуги, каждая из них стоит по 6 тысяч рублей.
Все услуги максимально коммерциализированы – при заказе уборки нескольких могил предлагают скидки. В соцсетях можно посмотреть «примеры работ» — именно так, как будто это ремонт или строительство дома, здесь называют очистку могил от грязи и покос травы у надгробий.
Еще одна ритуальная служба предлагает комплексную уборку за 4500 рублей. За эти деньги почистят памятник и плиты, уберут мусор, польют растения и даже возложат на могилу гвоздики — не уточняется, будут ли свежие цветы.
Но вся эта коммерция доступна только в больших городах.
Например, в Горняке, где на момент захвата населенного пункта оставалось до тысячи человек, такие услуги не предоставляются. Невозможно это и в прифронтовых городах и селах. Оккупированные Селидово и Бахмут, Покровск, за который многие месяцы идут бои, и Константиновка — там поход на кладбище может стоить жизни, поэтому жители не то, что не убирают могилы своих родных, а хоронят погибших прямо во дворах.
«Все наши родные похоронены в Горняке Донецкой области, которое Россия захватила осенью прошлого года. На местном кладбище около десяти могил, но у нас там никого не осталось, чтобы хотя бы узнать, что с этим кладбищем, уцелело ли оно после боев. Тем более что наши родные похоронены в разных частях кладбища, а я читала, что какая-то часть пострадала. Понятно, что ни о какой уборке могил речь не идет. Мы даже не уверены, что сможем еще когда-нибудь попасть туда», — рассказала «Новости Донбасса» переселенка Мария.
Для таких людей, как Мария, остается единственная возможность выполнить свой долг перед памятью предков – обратиться к отдельным частным предложениям.
Некоторые люди в оккупации подделывают убирающими могилы. Они пишут о своих услугах на сайтах объявлений или создают страницы в соцсетях, например, «Память о близких» в Телеграмм. Эта инициатива возникла в начале августа. Здесь предлагают услуги на кладбищах Северодонецка Луганской области и ряде соседних сел. За отдельную плату, которая обсуждается с каждым заказчиком в личной переписке, могут покрасить ограждения и памятники, установить кресты и таблички, а также просто убрать у могил листья и мусор. По итогам работ заказчику присылают фото и видеоотчет.
И, конечно, всегда остается человеческий фактор. Некоторые переселенцы просят бывших соседей, знакомых или родственников привести в порядок могилы своих близких. Если поход на кладбище не угрожает безопасности, многие соглашаются помочь.
Источник: 0629.com.ua