Гуманитарка – это зло, Советы ВПЛ – правильная тема, нас спасет «Майдан экспертности». В Киеве на UCU Global говорили, как власти и обществу найти общий язык

8

Как сделать так, чтобы государственные институции, общественные организации, рядовые граждане не противодействовали друг другу, а работали вместе для победы и улучшения жизни в стране, обсуждали на ежегодной международной конференции UCU Global. Во время обсуждения можно было услышать неожиданные вещи, например, о том, что гуманитарка – это зло, что правительство добровольно отдало Офису Президента собственные полномочия, и что Украине нужен еще один Майдан – Майдан экспертности и неравнодушия.

Конференцию проводил Аналитический центр Украинского католического университета и пригласил экспертов из разных сфер.

В этом году они искали, какие практические инструменты и механизмы могут способствовать эффективному взаимодействию между разными институтами в контексте деоккупации.

«Я вижу большую опасность в сложившихся принципах взаимодействия государства и гражданского общества», — предостерег председатель Украинского народного совета Донетчины и Луганщины Станислав Федорчук.

Он наблюдает за тем, как тяжело интегрируются переселенцы с востока Украины и делает вывод, что это из-за слабой вовлеченности в деятельность новых общин.

«Создание советов ВПЛ – это хорошая тема, которая помогает преодолеть этот барьер», — считает Станислав Федорчук.

По его мнению, мало просто выдать человеку гуманитарную помощь. Надо поговорить, расспросить, какие потребности и, что важно, поинтересоваться, а что этот человек сможет сам сделать полезное для общества.

«Нужно думать не только над механизмами помощи, но и над ценностями. Десять лет войны, а мы еще не определились, что есть добро, а что зло», — сказал Федорчук.

Еще более резко по поводу гуманитарной помощи высказался Сергей Данилов, заместитель директора Центра ближневосточных исследований.

«Гуманитарка – это зло, она развращает людей. Они превращаются из активных граждан в потребителей гуманитарной помощи. На Херсонщине в некоторых дворах впервые в этом году не были вскопаны огороды – а зачем, когда дома завалены продуктами», – говорит Данилов.

Он с коллегами исследует ситуацию на деоккупированной территории Херсонщины и наблюдает, как бездействие власти по многим вопросам заставляет волонтеров брать на себя значительную часть обязанностей, которые должны выполнять представители военных администраций.

В результате, говорит Сергей Данилов, волонтеры начинают действовать вместо власти и получают негатив, который должен приходиться на власть. Так что волонтеров становится все меньше, потому что кому нужно брать на себя добровольную ответственность, еще и получать на орехи за это.

"Сейчас мы наблюдаем, что конфликтность внутри общин растет", — констатирует Сергей Данилов.

К сожалению, ни один закон, который могла бы принять Верховная Рада, не спасет нас от роста такой конфликтности и увеличения расколов в обществе, отметила принявшая участие в обсуждении проблемы народная депутат Мария Ионова.

Особенно когда государственные институты в Украине демонстрируют слабость и незрелость.

Глава Офиса по поддержке изменений при Минобороны Украины Юлия Марушевская сравнила действующие государственные институции с нереформированным постсоветским «вузом». Где-то подлатали, где-то вставили новые окна, где-то покрасили стены, но у большинства аудиторий – старые столы и кафедры, преподаватели начитывают лекции по старым учебникам и никто не обновляет учебные программы в соответствии с требованиями времени.

«Мы институционально слабы. Наш парламент отдал свою субъектность Президенту, чтобы ускорить принятие решений», – отметила Марушевская.

Но другие участники конференции не согласились.

«Никто свою субъектность добровольно не отдает, – сказал в комментарии Игорь Колиушко, председатель правления Центра политико-правовых реформ. – Это во-первых. Власть у министерств забирают. А во-вторых, результатом этого является не ускорение принятия решений, а наоборот, невозможность принятия каких-либо решений и особенно их исполнения».

Участники дискуссии сошлись во мнении, что во власти сейчас очень мало «взрослых людей» — ну есть профессиональных, профессиональных, способных брать на себя ответственность за принятие решений.

По мнению экс-директора института Национальной памяти, а ныне военнослужащего Антона Дробовича, в этой ситуации нас снова может спасти Майдан, но особенный Майдан.

«Логика Майдана была такова: каждый, кто имеет силы и способность, ищет таких же, кто имеет силы и способность, они сплачиваются и строят ту проклятую баррикаду. Нам нужна эта возможность объединяться с теми, кто имеет силы и способность. Нам нужен Майдан – но это Майдан солидарности экспертности и неравнодушия».

Подытоживая обсуждение, директор Института фронтира Евгений Глебовицкий определил задачу для украинского общества на 2025 год — найти необходимые горизонтальные связи, неожиданные коалиции, которые помогут спасти ситуацию. Скорее всего, они будут качественные, а не количественные.

«Но нам очень важно помнить, что количество – важно. 100 лет назад мы остались украинцами в Украине, потому что нас было много для депортации, а три года назад Генштаб было куда отступать, и мы не оказались в ситуации, когда через 100 км уже противоположная граница и правительство в экзеле. То есть размер имеет значение. И борьба за право быть «средним государством» важна борьба, и она сквозна в нынешнем этапе войны. На примере Грузии мы видим, что быть малым – это быть еще более уязвимым, и это ставит тебя в еще большую зависимость от международных партнерств, которые изменчивы, ненадежны, порой неверны, порой сложны.

Будем надеяться, что правда делает свободными», – резюмировал Глебовицкий.

ЧИТАЙТЕ нас в Телеграмм-канале Мариуполь 0629

Отправляйте свои сообщения в Телеграмм-бот 0629

ОБСУЖАЙТЕ новости в нашей группе Фейсбук — Мариуполь Город-герой

СМОТРИТЕ нас на YouTube

Источник: 0629.com.ua

Предыдущая статьяГенштаб ВСУ подтвердил атаку на завод нефтепродуктов в Ростовской области, — ФОТО, ВИДЕО
Следующая статьяВ Украине взлетели цены на квартиры: в каких городах подорожали больше всего